Выставка нижегородского художника Александра Лаврова представляет деревянные скульптуры из одноименного цикла, иронически иллюстрирующего афоризм античного целителя Гиппократа: «Ты есть то, что ты ешь». В галерейном пространстве разместился автопортрет, а также композиции скульптурных объектов, связанных общим сюжетом.
Художник в очередной раз обратился к наследию мастеров прошлого, пожалуй, выбрав, одного из самых «современных» мастеров Источником вдохновения для нижегородского автора стало творчество итальянского живописца XVI века Джузеппе Арчимбольдо. Главным образом, к его наследию относят специфические антропоморфных композиции из предметов, плодов и цветов. Самым известным его произведением является «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна».
Творчество Арчимбольдо относят к стилю маньеризма, который упоминается, как следствие кризиса идей эпохи Возрождения, когда авторы несколько отклонились от античных образцов и идей гуманизма, обратились к мистическим толкованиям сюжетов, усложненным композициям, многочисленным декоративным деталям, искаженным пропорциям фигур, и прочим чертам «упадка». Арчимбольдо ушел от гармоний человека Возрождения дальше прочих маньеристов. Он вовсе изъял его тело с полотна, оставив иллюзию человека, олицетворяющую его через символические элементы. Точно сказать, откуда он взял этот прием, сложно, чаще всего говорят о влиянии эстетики кунсткамер и жанра аллегорий. Современниками произведения Арчимбольдо высоко ценились, но в школу или направление его стиль не выделился, автор на долгие годы был забыт. В 1930-е годы итальянский живописец был заново открыт для мировой общественности и с восторгом провозглашен кругом сюрреалистов предтечей направления.
Александр Лавров, играя в классику, уходит от обозначения символики каждого элемента иллюзии, выбрав в качестве элементов сугубо продукты, выставляя на первый план сам дегуманизирующий прием. В трактовке нижегородского автора сюжет итальянского мастера из аллегории развился в серию сюрреалистических метафор, связанных с пищей и поеданием, как то процессы освоения, обмена и восприятия смыслов и ценностей. Так, рельефы изображают людей в пиджаках, чьи головы заполнены пищей, а между ними находятся скульптуры сыров, кусков мяса и плодов, нарочито живописные и объемные, будто сошедшие с голландских натюрмортов. Характерно, что фигуры людей мало раскрашены, подобные деревянным рассохшимся ставням. Ведь они здесь выступают не активными герои, а чашами, полными символических продуктов, наполняющих их существование. Эти композиции служат метафорой наслаждения жизнью, которая неисчерпаема в своих удовольствиях. В автопортрете из хлеба этот мотив иронически обыгрывается, отсылая к народной пословице.
СПРАВКА: Александр Лавров (род. в 1962 г). Известный нижегородский художник, работающий в широком спектре техник от живописи и графики до объектов и медиа. Участник многих коллективных и персональных выставок в России и за рубежом. Номинант премии Кандинского 2009 и 2010 гг. Участник Манифесты 10. Избранные авторские проекты: «18 век»(1996), «Зайчики и Элвисы» (2006), «Телевизоры» (2008), «Платочки» (2011), «Газ» (2010), «Мягкое русское порно» (2012), «Сувениры» (2014), «Кабинет Ивана Кулибина»(2014) «Новые приключения Незнайки(2015), «Ленинлевитация» (2017).
ПРЕССА:
Фоторепортаж
GEO.PRO →
Фоторепортаж журнала
Собака. Нижний Новгород →